Аннотация: В данной статье рассматривается социализация подготовки детей предшкольных классов как полноправных членов общества, которые должны облодать следующими качествами: самостоятельность, инициативность, исполнительность, возложение на себя определенной меры ответственности.
Социализация ребенка является предметом внимания во всех исторически сложившихся педагогических системах . Различные аспекты социализации с учетом макро-, микро-, мезофакторов получили отражение в работах, JI. C. Выготского, A. B. Запорожца.
Дошкольный возраст является активным периодом усвоения социальных норм.
Высокий темп психического и личностного развития ребенка дошкольника, его открытость миру, новому опыту создают благоприятную психологическую почву для вступления в социальную жизнь. Именно в дошкольном возрасте формируется индивидуальный стиль поведения человека, вырабатываются навыки и привычки правильного поведения, складывается характер. Благополучие ребенка в дальнейшей жизни во многом зависит от того, насколько успешным оказался его ранний социальный опыт
Особенности социализации ребенка с раннего возраста в зависимости от региональных условий, традиций и обычаев, опыта народной педагогики обосновываются в последние десятилетия в работах Е. А. Аркина , Е. М. Гольфана . Ими доказано, что предшкольный возраст признается важнейшим критерием перехода социальной реактивности (ответных реакций, ограниченных конкретной ситуацией) в социально активное поведение. В этом возрасте появляется возможность саморегуляции поведения на основе усвоенных знаний и правил поведения. Наблюдаются настойчивые попытки сдерживать свои желания, идущие вразрез с требованиями взрослых, подчинять свои действия установленным социальным нормам поведения.
Для развития Казахстанского образования становится идея о формировании интеллектуальной нации.
Мы в организации своей работы стремимся к этому, держим курс на развитие интеллектуального понетциала детей, на их активные формы обучения, на внедрение инновационных методов, приемов работы. Но основным и главным условием нашего сетевого сотрудничества воспитателей является научить ребенка работать в команде. Быть ярким, гибким в принятии решений, мобильным, проявлять лидерские качества и активно высказывать и формировать свою гражданскую позицию.
Предшкольный возрост – короткий, но важный период становления личности.
В этот год ребенок приобретает знания об окружающей жизни, у него начинает формироваться определенное отношение к людям, к труду, вырабатываются навыки и привычки правильного поведения, складывается характер.
Цель: разработать игровую деятельность, направленную на решение задач социализации дошкольников.
Задачи:
Конкретизировать сущность процесса социализации дошкольников;
Отобрать средства и содержание работы воспитателя ДОУ по социализации дошкольников.
СЮЖЕТНО – РОЛЕВАЯ ИГРА КАК ФАКТОР СОЦИАЛИЗАЦИИ ДОШКОЛЬНИКОВ
Сюжетно-ролевую игру планируют по следующему алгоритму:
В этой связи значительно возрастает роль целенаправленной институциональной социализации детей предшкольного возраста как ведущего фактора в развитии личности дошкольника.
В широком диапазоне проблема социализации реализуется через всю систему воспитания и обучения. В классе предшкольной подготовки традиционно сложившийся воспитательный процесс способствует комплексному решению ряда вопросов: ознакомлению детей с окружающей действительностью, развитию речи, приобщению к обучающей игре, включению в художественно-изобразительную деятельность .
Дети сами способы объединиться в игру, договориться между собой и распределить роли.
Сюжетно-ролевые игры — важный этап в развитии каждого дошкольника. Позитивное влияние ролевых игр на формирование личности ребенка давно доказано, и не оспаривается уже много лет. И если для воспитателя детского сада сюжетно-ролевые игры — это своего рода таблица умножения, то для родителей — это что-то познающееся только интуитивно. А ведь именно родители должны организовывать сюжетно-ролевую игру в условиях семьи.
Особенно актуален вопрос проблемы сюжетно-ролевой игры, её организации в семье. Педагоги и психологи отмечают, что игровая деятельность в семье претерпевает существенные изменения: занимает всё меньше времени в жизнедеятельности дошкольника, вытесняется другими видами деятельности — просмотром телепередач (мультфильмы, взрослые фильмы и т. д.), компьютерными играми, что отражается на общем развитии дошкольника, его общении с взрослыми и сверстниками.
По мнению многих психологов, ученых игра занимает ведущее место в жизни дошкольников. Родители часто не задумываются о значимости сюжетно-ролевой игры, в жизни своих детей, а иногда даже не умеют в них играть.
Поэтому нашей задачей является:
– Познакомить родителей с особенностями игры детей с ОВЗ;
– Подвести родителей к осознанию важности игры в жизни ребёнка;
– Дать родителям некоторые образцы семейных игр с ребёнком;
– Вовлечь родителей в игровую деятельность.
Для того чтобы родители получили как можно больше информации о значении игры в развитии детей с нарушением интеллекта нами были подготовлены консультации для родителей: «Сюжетно-ролевые игры в жизни детей», «Сюжетно-ролевая игра в развитии детей с нарушением интеллекта»; рекомендации по организации сюжетно-ролевых игр; памятка для родителей: «В какие игры можно играть дома»; проведено родительское собрание «Организация сюжетно-ролевых игр в семье». Основной вид деятельности детей – игра, в процессе которой развиваются духовные и физические силы ребенка; его внимание, память , воображение, дисциплинированность, ловкость. Кроме того, игра – это своеобразный, свойственный дошкольному возрасту способ усвоения общественного опыта.
Вид деятельности детей предшкольного возраста – игра, в процессе которой развиваются духовные и физические силы ребенка; его внимание, память, воображение, дисциплинированность, ловкость.
Кроме того, игра – это своеобразный, свойственный дошкольному возрасту способ усвоения общественного опыта.
Развитие игры как деятельности и ее активизация у детей предшкольного возраста является для них основой формирования характера взаимоотношений со сверстниками, коммуникативных навыков, игровых действий, ролевых воплощений.
В игре формируются все стороны личности ребенка, происходят значительные изменения в его психике, подготавливающие переход к новой, более высокой стадии развития. Этим объясняются огромные социализирующие возможности игр.
Особое место занимают игры, которые создаются самими детьми, – их называют творческими или сюжетно-ролевыми. В этих играх дошкольники воспроизводят в ролях все то, что они видят вокруг себя в жизни и деятельности взрослых.
Таким образом, сюжетно – ролевая игра как важное средство социализации детей связана со всеми видами их деятельности. Этим определяется ее место в педагогическом процессе дошкольного образовательного учреждения.
Выводы:
Сюжетно-ролевая игра в классах предшкольной подготовки занимает ведущую роль.Благодаря сюжетно-ролевым играм дети данного возроста приобретают знания об окружающей жизни,формируется определенное отношение к людям, труду,вырабатывается навыки и привычки. Дошкольник вносит в игру выдумку, фантазии, поэтому в игре переплетаются реальность и вымысел. В игре дети одновременно выступают как драматурги, режиссеры, декораторы, актеры. Чтобы полученные сведения стали источником содержания игры и влияли на умственное и нравственное развитие ребенка, необходимо постоянное, целенаправленное руководство воспитателя игровой деятельностью, его личная заинтересованность играми, стремление поддержать и развить игровые интересы детей
Сюжетно-ролевая игра проходит длительный и сложный путь развития, начинаясь в младшем дошкольном возрасте с простейшей ролевой игры и игры «рядом», в старшем дошкольном возрасте она достигает наиболее высокого развития, трансформируясь в длительную коллективную творческую игру с развернутым сюжетом. Игра упорядочивает не только поведение ребенка, но и его внутреннюю жизнь, помогает понять себя, своё отношение к миру. Ребенок учится контролировать и оценивать себя, понимать, что он делает и учится действовать правильно. Именно самостоятельное регулирование действий превращает его в сознательного субъекта жизни, делает его поведение осознанным и произвольным. Систематическая работа по расширению знаний об окружающем мире способствует эффективному усвоению содержания Типовой программы, развитию сюжетно-ролевых игр и формированию положительных взаимоотношений между детьми
Список используемой литературы
2. Арсентьева В.П. Игра – ведущий вид деятельности в дошкольном детстве. Москва: Форум, 2015. 142 c.
6. Бычкова С.С. Формирование умения общаться со сверстниками у старших дошкольников. М.: Аркти, 2015. 96 с.
7. Василик М.А. Основы теории коммуникации. М.: Гардарики, 2006. 615 с.
e/n/igra-zona-blizhayshego-razvitiya-rebenka (дата обращения: 08.05.2018
Выготский Л.С. Педагогическая психология. М.: Педагогика-Пресс, 2012. 384 c. 67
12. Гурьянов Е.В. Психология обучения письму: Формирование графических навыков письма. М.: Изд-во Акад. пед. наук, 1959. 620 с.
15. Емельянов Ю.Н. Теория формирования и практика совершенствования коммуникативной компетентности: автореф. дис. ... докт. психол. наук. СПб., 1991. 380 с.
17. Запорожец А.В. Психология личности дошкольника. М.: Просвещение, 1998. 294 с.
19. Итильсон Л.Б. Социальная психология: учеб.пособие для студентов 68 высш. пед. учеб. заведений. М.: ИЦ Академия, 2013. 264 с.