«Для воспитания детей нужен не великий ум, а большое сердце- способность к общению, к признанию равенства душ». С.Соловейчик.
Понятие «инновация» в литературе определяется по-разному в зависимости от различных методологических подходов, среди которых можно выделить:
Инновации в воспитании – это системы или долгосрочные инициативы, основанные на использовании новых воспитательных средств, способствующие социализации детей и подростков и позволяющие нивелировать асоциальные явления в детско-юношеской среде. В основе развития новой воспитательной системы лежат современные технологии. Воспитательные технологии как одно из средств воспитания позволяют получить определённые результаты: позитивный социальный опыт учащихся – опыт взаимодействия, общения, совместной деятельности.
Система воспитания и обучения на всех уровнях образования строится на единых идеологических и ценностных подходах. Воспитательная работа должна проводиться комплексно с широким вовлечением всех заинтересованных сторон: семьи, организации образования и общества. При этом организациям образования следует уделить внимание расширению межличностных взаимодействий с родителями и законными представителями обучающихся и построению сотрудничества по принципу взаимной ответственности.
Поэтому основным принципом своей воспитательной деятельности считаю признание самоценности детства, прав ребёнка и его субъективности в воспитательном процессе. Ведь, именно признание самоценности детства приводит к мысли о ценности сегодняшнего дня жизни ребёнка. «Этот сегодняшний день должен быть ясным, полным радостных усилий, ребячий, без забот, без обязанностей свыше лет и сил. Я обязан обеспечить ему возможность израсходовать энергию, я обязан независимо от громыхания обиженного писаного закона и его грозных параграфов дать ребёнку всё солнце, весь воздух, всю доброжелательность, какая ему положена независимо от заслуг или вин, достоинств или пороков», - писал Януш Корчак.
Сейчас у меня 2 класс. С моими детками я работаю первый год и для нас вместе с ними проходит первый этап школьной жизни. Да я не ошиблась, именно первый этап нашей совместной работы. На первом этапе идёт раскрытие потребностей и возможностей каждого участника воспитательного процесса, намечаются пути формирования сплочённого коллектива.
Но уже сейчас в нашем классе есть некоторые традиции. Например, «Свеча –похвалюшка». Идея эта зародилась в начале года. Мы зажигаем свечу в конце рабочего дня, дети выбирают кого будут хвалить. Кто хочет похвалить.подходят к свече, держат руки над огнем и говорят слова: « Я сегодня хвалю Диму за то,...что он красиво написал,быстро и правильно прочитал, сам решил задачу…» и т.д.. И затем виновник торжества задувает свечу. Сначала мы хвалили только за учебные достижения. Теперь хвалим и за поступки. Прием со свечой- это прием из вальдорфской педагогики.
И есть ещё одна наша традиция. Это конечно не воспитательная технология. Мы играем в классе в игру. Суть игры в том, чтобы во всем всегда находить что то такое, чему можно радоваться, неважно ,что это будет. Эту игру я подглядела из одной замечательной книги Элинор Портер «Полианна». История про девочку Полианну. Она играла в радость. С чего началась игра? Она воспитывалась в приюте, очень хотела куклу, а вместо куклы ей в пожертвование принесли пару деревянных костылей. Какая радость от этих костылей ребенку? Девочка придумала радоваться тому, что они ей не нужны. Придумывать радости трудно, …Соня разбила коленку, чему тут радоваться, а Костя говорит, надо радоваться тому, что коленка разбилась , а не голова! Рекомендую всем эту книгу прочитать, она может очень облегчить некоторые моменты нашей жизни.
Но у меня как у классного руководителя есть и свои правила, которыми я руководствуюсь в работе.
Мои правила:
Правило первое: Не боюсь выражать свои положительные эмоции, дарить их детям как подарок.
Правило второе: В общении с детьми чаще использую просьбу и поощрение, чем приказ или наказание.
Правило третье: Стараюсь быть предусмотрительной и справедливой в оценке поступков учащихся.
Правило четвёртое: Учу ребят радоваться своим успехам и успехам своих товарищей.
Правило пятое: Учу ребят не бояться выражать положительные эмоции.
Процесс воспитания должен быть тесно связан с семьёй ребенка.
Когда я впервые познакомилась с родителями моего класса, я на них посмотрела и сразу подумала, что новое поколение родителей пришло. И вот с тех пор пытаюсь воспитывать и родителей. На каждом собрании(в настоящее время дистанционно, но и это не мешает), кроме основной темы, проводим нравственные минутки. Каждую пятницу я стараюсь вклеивать в дневники листочки с записками. Это просто хорошие высказывания, какие то добрые слова ,направленные на воспитание ребёнка. И если учесть, что родители во втором классе заглядывают в дневник раз 5 за неделю, надеюсь на то , что их взгляд за что то и зацепиться, и в лучшем случае что то в голове или душе останется. Бывает, что забываю вклеить, они уже спрашивают, а что это вы нам ничего не вклеили?
Пытаясь реализовать на практике гуманистические идеи воспитания, я спрашиваю себя: «Какими будут мои дети через два года? Какими людьми они станут, когда выйдут во взрослую жизнь?» Ответом на эти вопросы могут быть стихотворные строки:
Я часто думаю мучительно
Над фразой мудрой как века:
«Чтоб было, у кого учиться,
Учитель, воспитай ученика».
Чтоб был он сильным, умным, добрым,
Чтоб Родину не смог предать,
Чтоб крепкую семью он создал,
За друга смог бы жизнь отдать.
Чтоб верил в искренность и правду,
Чтоб был душой он чист, как снег,
Чтобы из искры разгорелось пламя.
И разуму был предан он навек!
-Ты должен вырасти таким человеком, чтобы людям, которые тебя окружают, было с тобой легко.
Законы жизни нашего коллектива
Как говорил Ы. Алтынсарин : залогом успеха в работе педагога важны не только знания, но и верный тон в общении с учащимися, педагогический такт. Как и Ушинский, Алтынсарин часто повторял, что талант учителя – в умении найти путь к сердцу учащегося. Интуиция должна подсказать ему, когда следует проявить доброжелательность, чуткость, внимание, а когда и требовательность. Я считаю что свой путь, свою работу с детьми я начала правильно. Мне важно их внутреннее состояние, мне душу греет их радость, и самое главное что я вижу, им нравится- а это простое слово «нравится» вселяет в меня желание творить, учить, воспитывать дальше. В этом и смысл быть в их маленьком, но таком большом мире. Мир , который мы открываем как страницу учебника, каждый день новую, но которая несет знания на всю жизнь.
Список использованной литературы